Top.Mail.Ru
Школьная травля. Чем могут помочь ребенку психологи и родители
Главная / Блог / Школьная травля. Чем могут помочь ребенку психологи и родители

Школьная травля. Чем могут помочь ребенку психологи и родители

Время на чтение: 3 минуты
|
17 августа 2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Мы подготовили три материала о школьной травле вместе с Екатериной Зеличенко, экспертом программы ТравлиNet — проекта, который помогает создавать психологически безопасную атмосферу в школах и других в образовательных организациях. Все материалы читайте в нашем блоге по тегу «буллинг»‎.

Екатерина Зелинченко
психолог, кризисный психолог, эксперт проекта ТравлиNet

Список рекомендаций по теме буллинга в школе: как можно бороться, чего лучше не делать. На них могут опираться психологи, работающие с жертвами школьной травли, а также родители, чьи дети оказались в этой роли.

 ✅ Ребенку, который столкнулся с проблемой травли в школе, важно:

  • Заниматься активной деятельностью, связанной с движением. Это могут быть разные виды спорта (бег, лыжи, коньки, велосипед), прогулки с собакой или даже походы за продуктами.
  • Помогать другим — это источник выработки «гормонов счастья»‎. Ребенок может участвовать в волонтерских организациях, поддерживающих нуждающихся, пожилых людей, животных.
  • Заводить новых друзей, расширять круг знакомств, например, с помощью секций по интересам, туристических клубов. Дети и подростки особенно болезненно переживают ситуацию травли, потому что она исходит от тех, с кем они дружили раньше или хотели бы дружить, но их отвергли. Важно дать понять подростку, что друзья не обязательно учатся с тобой в одной школе, это могут быть и взрослые люди,обладающие интересным опытом, о котором они могли бы рассказать. Это могут быть родственники, друзья семьи, учителя, у которых раньше учился и с которыми остались дружеские отношения.
  • Пробовать новую деятельность, которая  интересна и может соединить сильные стороны подростка и любопытство. Переживание достижения, того, что что-то получается — важный фактор роста уверенности себе.

✅ Важно проговорить: если у ребенка есть мысли о мести, то в поисках возмездия он будет вовлекаться в неприятное взаимодействие и сосредотачиваться на негативных переживаниях. Лучше уделять внимание своим интересам. При этом важно, чтобы ситуация травли была взята под контроль взрослыми.

✅ Подчеркнуть, что  обидные слова, которые произносят агрессоры — это их способ обратить внимание на промахи других людей, чтобы никто не заметил их собственных.

✅ Сделать акцент на том, что на месте жертвы мог оказаться кто угодно. Проблема не в жертве, а в том, кто является агрессором. Иногда обидчик пытается повысить свой статус «нездоровым» способом, унижая другого и отыгрываясь за свои обиды. Иногда он пытается развлечься, не умея занять себя по-другому.

✅ Сказать ребенку или подростку, что обидчики ждут от него реакции. Юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшее нападение. Если он будет выглядеть спокойным, буллеры, не получив желаемого, начнут отступать. Понимая механизм травли и зная, как бороться с ней, ребенок чувствует себя увереннее.

✅ Посоветовать говорить иногда с самим собой. Внутренний диалог — хороший ресурс принятия решений, самоуспокоения и придания себе большей уверенности. Иногда полезно бывает записывать некоторые идеи, которые приходят в голову. 

Вот как может выглядеть план ориентированного на решение разговора с самим собой:

  1. В чем заключается проблема?
  2. Как она заставляет меня себя чувствовать?
  3. Что из того, что я пытался делать, чтобы с ней справиться, было успешным — хотя бы частично?
  4. Что я еще могу попробовать сделать?
  5. Какие есть варианты развития событий?
  6. Какими будут последствия каждого из возможных решений, которое я приму?

✅ Потренировать возможные варианты противостояния обидчикам:

  • уходить, когда грозит физическая опасность;
  • сразу сообщать взрослому о произошедшем в школе (классному руководителю, другим учителям, школьному психологу, завучу, директору);
  • поддерживать уверенный вид с поднятым подбородком, средней дистанцией между собеседниками, спокойными жестами, взглядом в глаза;
  • по возможности твердо и категорично говорить: «Мне это не нравится»‎, «я не разрешаю так со мной говорить»‎ и т. д.

✅ Помочь отнестись к ситуациям травли безлично. Как к некой «плохой привычке», которая есть у некоторых людей и которую им придется преодолеть.

✅ Признать, что буллинг травмирует и жертве нужно время, чтобы прийти в себя.

✅ Научить распознавать собственные эмоции. Узнавание и называние эмоций снижает интенсивность их проживания в моменте, помогает действовать более рассудительно. 

✅ Обсудить, какие техники совладания с проблемными ситуациями обычно использует ребенок. Это может быть покупка приятных мелочей, сладкого, разговор с близкими или друзьями, техники саморегуляции (музыка, медитации). Подумать о новых способах, например, самовыражении в творчестве — нарисовать что-то, написвть стихотворение, сделать украшение, одежду. Прожить тяжесть момента помогает банальная уборка, изменение окружающего пространства. Чистота вокруг помогает избавиться и от ненужных мыслей. 

✅ Рассказать о возможности ведения дневника хороших вещей, которые случаются в течение дня. Если ребенок будет это делать, то быстро заметит, что буллинг не происходит постоянно, и вообще это не единственное, что происходит в жизни.

✅ Строить планы будущего. Подумать, каких целей хотел бы добиться подросток, какие для этого нужно решать задачи и какие действия можно совершить прямо сейчас, чтобы приблизить достижение этих целей.

✅ Если есть уверенность, что взрослые не будут занимать обвиняющую или назидательную позицию, а смогут поддержать, можно предложить поговорить с родственниками и близкими людьми  о том, как они вели себя, когда у них были проблемы в школе.

Профилактика буллинга в школе

Что делать психологу:

  • Проводить профилактическую диагностику. Например, оценивать сплоченность класса, уровень адаптации школьников, агрессивность, коммуникативные навыки детей. Полезно проводить социометрию в классе для диагностики межличностных отношений, симпатий и антипатий, неформальных лидеров. Можно периодически, например, раз в квартал использовать Опросник риска буллинга (А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов).
  • Проводить коррекционно-развивающую работу. Например, если социометрия показала, что в классе есть изгой, то можно подготовить мероприятие на сплочение коллектива, проработку негативных психологических процессов внутри него. Можно подключить к работе родителей, поговорить с ними о результатах социометрии.
  • Заниматься просвещением. Обсуждать проблему буллинга с детьми, родителями и педагогами. Акцентировать внимание на предупреждении проблемы, причинах и ранних признаках буллинга. Например, рассказать о значимости родительского примера и влиянии на ребенка семейной атмосферы.
  • Консультировать детей, родителей и педагогов. Оперативно решать возникающие конфликты, помогать детям из неблагополучных семей.

Что делать родителям для профилактики травли детей в школе:

  • Создать в семье здоровую атмосферу без насилия, криков, высмеиваний и других деструктивных процессов.
  • Показывать на личном примере и учить ребенка отстаивать границы, обсуждать проблемы, обращаться за помощью.
  • Подпитывать уверенность ребенка, уважать его личность, интересы, желания.

Главная психологическая потребность агрессоров буллинга —самоутвердиться за счет жертвы. Это связано с ощущением собственной слабости, личной болью. У агрессора может быть завышенная или заниженная самооценка.

Главная психологическая особенность жертв буллинга — неспособность постоять за себя, что также связано с неуверенностью в себе, ощущением себя как слабого. У жертв обычно заниженная самооценка и повышенный уровень тревожности. Часто наблюдается синдром выученной беспомощности: «Не буду обращаться за помощью — мне все равно никто не поможет».

Особенности агрессоров и жертв, как правило, связаны со спецификой семейного воспитания.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем по будням с 08:00 до 20:00
и по выходным с 10:00 до 18:00 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe