Коучинг становится все более популярным. В чем его уникальность, чем он отличается от психотерапии и кому нужно обращаться к услугам коуча? Чтобы разобраться в этой теме, мы поговорили с нашим преподавателем и практикующим коучем Еленой Прохоровой.

Елена Прохорова — профессиональный коуч (член ICF), коуч Ассоциации русскоязычных коучей, Wingwave-коуч, ведущая трансформационных игр, автор книг, метафорических ассоциативных карт и онлайн-программ по коучингу.
Соцсети: Телеграм, ВК, блог на Яндекс.Дзен
Интересный факт: до того, как прийти в коучинг, открыла собственное кадровое агентство
Читайте в статье:
Как выгорание стало стимулом для изменений
— Елена, вы пришли в коучинг из другой сферы. Расскажите, как это произошло?
— Я заинтересовалась психологией еще в школе. Читала много литературы, чтобы разобраться, как устроен мозг, личность, психика человека. Но родители считали, что психология оторвана от реальности, и в этой профессии нельзя хорошо зарабатывать. Поэтому я пошла учиться на управленца и начала приближаться к своим интересам уже в рамках этой работы. Я перешла в сферу подбора персонала, а чуть позже открыла кадровое агентство.
Так я успешно проработала несколько лет, но со временем выгорела и поняла, что больше не хочу развиваться в области подбора персонала. Агентство передала партнеру, а сама начала восстанавливать ресурс и искать, чем хочу заниматься дальше. Так в какой-то момент я познакомилась с коучингом. До этого я даже не слышала о таком направлении, но когда узнала, сразу поняла, что оно мне интересно.
— Что вас заинтересовало в коучинге?
— Меня привлекла его способность быть гибким и структурированным одновременно. Коучинг — это про искреннюю верю в возможности и способности клиента достигать цели и решать свои задачи, а также про раскрытие его потенциала и максимально эффективное движение к результату.
Коучинг направлен в будущее, он про рост и развитие — это откликнулось моим ценностям. Я решила, что получу образование и стану коучем.
Сейчас моя профессиональная жизнь поделена на две части. Первая — работа в Институте, вторая — частная практика. Кроме того, я разработала несколько собственных курсов, а в будущем собираюсь выходить со своими тренингами в офлайн. Помимо этого я издала колоду коучинговых метафорических ассоциативных карт и написала 3 книги. Они будут полезны коучам и психологам: я собрала практические техники по работе с самооценкой, с поиском себя и своего дела, включила в них развивающие коучинговые вопросы.

В чем сила коучинга и кому он помогает
— Вы добились впечатляющих результатов в новой сфере! Как успешный специалист и преподаватель, расскажите, пожалуйста, чем коучинг отличается от других направлений в психологии?
— Коучинг и психологическое консультирование близки, четкого разделения здесь нет. Но есть важный нюанс, который отличает это направление от любого другого. Коуч — это, скорее, не помогающая, а развивающая профессия. На сессии мы не становимся лекарями или наставниками, а выступаем в роли партнера.
Коуч общается с клиентом на равных, верит в его потенциал и возможности, вопросами помогает найти необходимые ответы внутри себя.
Кроме того, коучинг направлен на будущее клиента, а не на работу с травматическим опытом прошлого. Грубо говоря, коучинг создан для людей, которые уже устойчивы и успешны, но хотят большего — просто не знают, как этого достичь.
— Значит, к коучу приходят с четко сформулированным запросом на достижение конкретной цели?
— Не всегда. Задача коуча в том числе — помочь клиенту сформулировать корректный запрос, найти истинные цели и желания. Часто на коучинг приходят с запросами, связанными со сменой работы, открытием бизнеса, финансовым ростом, достижением любых жизненных целей, страхами, прокрастинацией, повышением мотивации и уверенности, улучшением качества жизни и многими другими. Но бывает, что конечная точка немного размывается и превращается в поиск. Например, когда я ушла из кадрового агентства и начала искать свое предназначение, у меня был запрос: «понять, чем заниматься дальше, кем я хочу быть».
Но главное отличие коучинговых запросов в том, что они направлены в будущее, на какую-то конечную цель. Клиент приходит к специалисту, чтобы четко сформулировать вопрос, найти мотивацию и разработать план действий. В прошлое и детские травмы коуч, как правило, не погружается. А если человек не готов брать на себя ответственность, обвиняет и скидывает свои проблемы на окружение, ищет «волшебную таблетку» — это не коучинговый клиент.

— Получается, что коучинговым клиентом становится только осознанный человек, который проработал свои травмы и не нуждается в психотерапии?
— В идеальной ситуации — да, но на самом деле так происходит редко. Во-первых, клиент не всегда понимает, какой специалист ему подойдет, да и не должен разбираться в направлениях и подходах. Во-вторых, в процессе работы могут всплыть дополнительные проблемы: установки родом из детства, блоки или травмы. В-третьих, при постановке целей человек часто исходит из недовольства или нехватки чего-либо в своей жизни. Если бы клиент был полностью осознанным и проработанным, помощь специалиста ему бы не пригодилась. Так что коучинг — это гораздо более глубокая работа, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, психотерапия и коучинг — не взаимозаменяемые процессы, и одно не исключает другого.
Важно не забывать о первоначальной цели коучинга — направленности в будущее и увеличения осознанности и ответственности клиента. Я выступаю за интегративный подход и считаю, что в отдельных случаях в работу можно включать психотерапевтические техники. Но делать это нужно только при условии, что клиент готов и согласен на новые техники, а у коуча есть дополнительное профильное образование.
Читайте также:
Почему российский коучинг — особенный
— Елена, почему, на ваш взгляд, для России интегративный подход в коучинге особенно актуален?
— Я думаю, что дело в нашем менталитете. Россиянам ближе направление трансформационного коучинга, когда идет более основательная, психотерапевтическая работа над сознанием, самооценкой и убеждениями. Потребность русского человека глубоко погружаться в себя ощущается даже в нашей культуре. Поэтому в нашем коучинге недостаточно просто работать над целями, действуя по намеченному плану. Нет четкой грани, где заканчивается коучинг и начинается психотерапия, а в России эти границы еще более размыты. Это гибкое направление, которое вбирает в себя лучшее из всех сфер психологии, и отлично подходит к нашему изменчивому миру, становясь все популярнее.
— Согласна с вами, коучинг постоянно развивается и набирает популярность. Коучей тоже становится все больше, но далеко не каждый — хороший специалист. Елена, как клиенту отличить настоящий профессионализм от мотивационного ораторства или инфоцыганства?
— Хороший коуч не дает советов и рекомендаций, так как это противоречит самой сути коучинга и запрещено этическим кодексом. Нельзя направлять клиента к принятию конкретного решения, потому что это решение принимает он сам. Также профессиональный коуч не просто имеет качественное образование, а учится постоянно: только актуальная информация и новые техники способны сделать специалиста конкурентоспособным. Я, например, сейчас учусь в магистратуре по направлению практической психологии и коучинга, и в целом постоянно повышаю свою квалификацию. Не могу представить профессионала без постоянного обучения.
Чтобы найти хорошего специалиста, можно обратиться к соцсетям. Аккаунты и блоги способны рассказать многое о своем владельце.
Смотрите не только на услуги и отзывы, но и на стиль коуча: как он пишет и говорит, какие ценности транслирует. Недостаточно найти качественного специалиста — важно, чтобы он был с вами на одной волне, подходил, как личность. Поэтому социальные сети — хороший способ выбрать «своего» коуча.

— Хороший совет для клиентов. Елена, а что вы хотели бы посоветовать начинающим специалистам? Как новичку понять, подходит ли ему коучинг? Нужно ли обладать особыми качествами для этой профессии?
— Любые навыки можно наработать, а качества развить. Здесь важнее всего желание. Прежде всего, нужно понимать, что такое коучинг, чем он отличается от других направлений, как проводятся коуч-сессии, каковы основные принципы и правила профессии. Для этого можно углубиться в тему со стороны клиента — сходите к коучу, посмотрите, как он работает, опробуйте на себе несколько техник. И тогда, если вам это отзовется, учитесь и начинайте практиковать.
Коучинг — молодое направление, у него много путей развития. Работать коучем можно в крупных компаниях и на фрилансе, очно и онлайн, с группами и в частном порядке. Существует множество направлений — от бизнес-коучинга до применения коучингового подхода в работе с детьми и подростками. Поэтому заинтересованный специалист точно найдет свою нишу.
— Разделяю ваше мнение! Елена, спасибо за разговор. Желаю вам дальнейших успехов и профессионального развития!