Главная / Блог / Алгоритм работы с ПТСР: как помочь клиенту прожить травму

Алгоритм работы с ПТСР: как помочь клиенту прожить травму

Время на чтение: 3 минуты
|
9 мая 2022
Получайте наши статьи в мессенджерах

ПТСР — это реакция на травму. Она возникает, если цикл проживания травмы был нарушен. Задача терапевта — помочь клиенту прожить травмирующую ситуацию с ее последовательным разрешением. Разберем механизм травмы и план работы с ПТСР.

Так выглядит проживание травмы:

На первой стадии человек отрицает произошедшее. На второй — осознает случившееся и испытывает сильные эмоции (страх, ужас, гнев, печаль). На третьей — принимает случившееся и адаптируется. Если после второй стадии человек не переходит на третий этап и застревает в травме, у него развивается ПТСР. 

В остром периоде (первый месяц после травмирующего события) с клиентом работает кризисный психолог. Например, если речь идет о потрясении на фоне физической травмы, пребывания в зоне военного конфликта. А психолог-травмотерапевт подключается позже.

Задача психолога — помочь клиенту прожить второй и третий этапы. Для этого нужно:

  1. Проинформировать клиента. Рассказать, что его состояние — нормальная реакция на травмирующую ситуацию. Порекомендовать книги, рассказать о ПТСР. Важно, чтобы клиент понял, что с ним происходит, и что с этим можно бороться.
  2. Работать с личностью целостно. Важно не только убрать симптомы ПТСР и проработать причину, но и объяснить клиенту значимость здорового образа жизни. Помочь ему максимально раскрыть личный потенциал.
  3. Обеспечить социальную поддержку. Общение с психологом уже дает мощную базу, но важно, чтобы и другие люди поддерживали клиента. Это могут быть друзья, родственники или терапевтические группы.
  4. Помочь клиенту в индивидуальной переоценке травматичного опыта. Непосредственная проработка травмы.

План терапии ПТСР

1. Установление контакта. Специалисту необходимо определить мотивацию и настрой клиента, его отношение к терапии, себе и самому психологу. Настроить на работу: рассказать о ПТСР, терапии, проговорить опасения и тревоги клиента.

Цель терапии — помочь клиенту почувствовать контроль над жизнью, принять опыт, взять на себя ответственность. В начале ему кажется, что будущее обречено, а боль никогда не уйдет. Задача психолога — настроить клиента на работу. Для этого на этапе установления контакта вы можете задать вопросы:

  • Что помогло вам справиться в тот момент?
  • Что поддерживало вас все это время?
  • То, что вы пережили, ужасно, но можно ли сказать, что это сделало вас сильнее?
  • Какие ресурсы вы в себе увидели тогда, видите сейчас?
  • Что бы вы сказали тому, кто пережил подобное?

В работе можно задавать вопросы из трех групп: установление контакта, сбор информации о травме, поддержание уверенности клиента. Важно двигаться в удобном для клиента темпе, чтобы избежать ретравматизации.

2. Работа с эмоциями. Психологу нужно помочь клиенту выпустить подавленные чувства и эмоции. А также попросить близких клиента поддерживать проживание эмоций, не пытаться отвлечь его. 

3. Проработка травмирующих воспоминаний. Задача психолога на этом этапе — проработать травму методами психотерапии.

Кроме этого, психолог должен помнить, что у человека может быть несколько травм, и они могут накладываться друг на друга. А субъективное восприятие травмирующей ситуации разное у каждого клиента. В терапии ПТСР не может быть универсального алгоритма, в этой статье мы разобрали базу работы.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем по будням с 08:00 до 20:00
и по выходным с 10:00 до 18:00 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Специалист

Арзуманян
Алиса Григоровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных.